Я

anton_ermachkov


"Focus on journey, not the destination"


Previous Entry Share Next Entry
Воркута 2014. Дни 10-11: Воркута - Хальмер-Ю - берег Карского моря - Сейда - Воркута
Я
anton_ermachkov

И так, продолжим, сегодня пятая часть рассказа об автопутешествии в Воркуту в марте 2014 года.



Фото 2. По плану, сегодня мы должны были добраться до компрессорной станции (КС) "Ярынская", которая расположена на побережье Байдарацкой губы Карского моря в месте выхода ниток газопровода "Бованенково - Ухта" и попытаться преодолеть суровое КПП, на котором в прошлом году не пустили ни один экипаж путешественников. По дороге, решили заехать в брошеный поселок Хальмер-Ю.

Показав пропуска в приграничную территорию и сказав что мы едем в Усть-Кару, благополучно проходим первый КПП недалеко от микрорайона Совецкий (бывший поселок Совецкий) и почти сразу натыкаемся на этого монстра:


Фото 3. До Хальмер-Ю доехали быстро, так как отворотка хорошо прокатана. Хальмер-Ю — бывший посёлок городского типа (город-призрак) в Республике Коми. До упразднения в 1996 году производилась добыча угля:


Фото 4. Хальмер-Ю в переводе с ненецкого означает «Река в долине смерти». Есть также такой вариант перевода, как «Мёртвая река». Кочевые оленеводы ненцы считали Хальмер-Ю священным местом, куда свозили своих покойников для захоронения.


Фото 5. Рабочие пласты на реке Хальмер-Ю были открыты летом 1942 года, Уголь нового месторождения относился к марке «К», самой ценной для коксохимического производства. На месте будущего посёлка решено было оставить группу рабочих для определения параметров месторождения. Однако плохая погода конца осени и начала зимы отрезала группу от Воркуты. Предпринималось несколько попыток обнаружить группу и спасти людей. Глубокой осенью была сделана попытка доставить продовольствие на оленях. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать, остальные погибли в пути. Ягель оказался вмёрзшим в лёд, и олени гибли от бескормицы. С самолётов обнаружить две небольшие палатки не получалось. В январе на поиски отряда вышел лыжный отряд. Группа рабочих была найдена в состоянии крайнего истощения и была транспортирована в Воркуту.


Фото 6. В мае 1953 года Хальмер-Ю и Воркуту связала 83-километровая железная дорога – до этого связь с посёлком была в основном вездеходами или по зимнику. Дважды в день стал ходить поезд. Зимой, бывало, узкоколейку заметало снегом, и жителям приходилось по нескольку дней ждать, когда очистят пути. В феврале 1976 года железнодорожники прокладывали путь к посёлку в течение трёх суток, поскольку снежный покров на ветке достигал пяти метров…


Фото 7. В Хальмер-Ю была создана развитая социальная сфера. Здесь были Дом культуры, библиотека, два детских сада и ясли, общеобразовательная и музыкальная школы, школа рабочей молодёжи, больница, профилакторий, общежитие, дом быта, хлебопекарня, магазины. Кроме того, здесь находилась самая северная в Коми метеостанция.


Фото 8. В начале 90-х встал вопрос о целесообразности существования Хальмер-Ю. 25 декабря 1993 года правительство РФ приняло постановление о ликвидации шахты.
Расселение посёлка, в духе общего распада и хаоса того времени, прошло с нарушениями и огромными злоупотреблениями. Многим жителям повезло – они получили хорошее жильё в регионах по собственному выбору, но при этом последних обитателей Хальмер-Ю выселяли силами ОМОНа...

После закрытия посёлка территория используется как военный полигон под названием «Пембой». 17 августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, произвёл запуск трёх ракет по зданию бывшего дома культуры посёлка Хальмер-Ю.


Фото 9. Закончив осмотр поселка, нашли зимник уходящий в сторону Усть-Кары, следующей час мы ехали по нему обсуждая насколько это хорошая идея пытаться ехать в Усть-Кару одним экипажем:) Вскоре, в далеке показался санный поезд, появилась надежда, что если нам по пути, мы сможем упасть им на хвост. К сожалению, догнав их выяснилось, что мужики идут на Каратайку, что слегка удивило нас, так как мы были уверены что туда ездят другим маршрутом. Решили не глупить и повернули обратно:


Фото 10. На обратном пути, видели зайцев:


Фото 11.


Фото 12. Снова вышли на отсыпку до КС "Ярынская". На фото река Кара на фоне склонов Полярного Урала:


Фото 13. Редкий для этих мест рельеф:


Фото 14. Вечером, по традиции, немного задуло:


Фото 15. В темноте подъехали к КПП возле КС "Ярынская". Я оправился на переговоры - рассказал о нашем путешествии, показал пропуска от пограничников и сказал, что мы ОЧЕНЬ хотим посмотреть океан! Совершенно не ожидая, получил ответ - проезжайте! Быстро прыгаю в машину, жлагбаум поднимается и мы проезжаем. В темноте, находим нужную дорогу в сторону берега и выезжаем прямо на лед Карского моря. Решаем, что раз нам так фартит, то нужно пользоваться моментом и заночевать прямо здесь:


Фото 16. Рано утром нас разбудил звук работающего экскаватора - мужики грузят пескок...


Фото 17. Завтракаем и решаем прогуляться в строну торосов:


Фото 18. Счастье есть:


Фото 19. Вот так выглядит место выхода нитки газопровода на берег. Не очень понятно, но эти металические штуки в снегу фиксируют трубу:


Фото 20. КС "Ярынская":


Фото 21. Нагулявшись по льду, выдвинулись в обратный путь. Подъехали к КПП, новая смена в непечатное слово шоке, они не понимают откуда мы взялись на режимном объекте, кто мы такие и что нам здесь нужно:))) Чтобы не подставлять ребят, которые пустили нас вчера, говорю что мы приехали по берегу из Усть-Кары... Мужики совсем растерялись, решили звонить начальству. Я рассказал начальнику туже историю, на что он поросил снять у нас копии документов и отпустил с миром, за что ему большое спасибо!

На фото местная маршрутка:


Фото 22. Замерз:)


Фото 23. Видимость была так себе, но нам удалось увидеть "Константинов камень", горный массив на Полярном Урале. Этим массивом заканчивается (или начинается) Уральский хребет. Находится в 45 км от Байдарацкой губы Карского моря.
Константинов Камень был назван в 1848 году в честь председателя Русского географического общества Великого князя Константина Николаевича Романова, сына императора Николая I.


Фото 24. Встречка:


Фото 25.


Фото 26. Так как основные работы по укладке трубы закончены, по дороге попадаются стоянки заснеженной техники:


Фото 27. Склоны Полярного Урала:


Фото 28. Трубоукладчик и трубы, которые используются при строительстве газопровода:


Фото 29. Решаем быстро пополнить запасы топлива в Воркуте и сразу ехать Инту, чтобы от туда скататься к Уралу по "Тумановскому тракту" так как время у нас еще есть. Но не тут-то было, пополнив запасы и домчав до Сейды, обнаруживаем следующую картину - дорога перегорожена Уралом, а дальше в двух местах перегорожена, с помощью бульдозера, снежным отвалом. Вердикт - на 23-х километровом участке идет прессовка трубы, проезд закрыт до начала апреля, а сегодня 20 марта! Переговоры с начальством в Сейде результатов не дали, но удалось договориться с мужиками в Урале, что они нас не видели...;)
Поехали смотреть на отвалы - они оказались по два метра высотой, объехать без вариантов. Решили сегодня вернуться в Воркуту и обмозговать наши варианты:

Продолжение следует...

Автоэкспедиция Воркута 2014:
Дни 1-4: Москва - Котлас - Ухта - Усть-Цильма - Ихма - Печора - Нарьян-Мар
Дни 5-8: Нарьян-Мар - Печора - Инта - Абезь - Сивая Маска - Сейда
День 9: Сейда - Воркута - Воркутинское кольцо - Воркута
День 9-10: город Воркута
Дни 12-25: Воркута - Сейда - Сива Маска - Инта - Печора - Ухта - Сыктывкар - Москва




  • 1
(Deleted comment)
Спасибо, край земли лучше звучит)))

(Deleted comment)
Берег Северного Ледовитого океана совсем рядом;)

Офигенно интересно! Ждем продолжения! )

Спасибо, постараюсь не затягивать)))

А что такого в прессовке, что из-за неё этот зимник перекрывают? Это сильно секретно или сильно опасно?

Опрессовка это проверка готового участка газопровода - давлением сильно превышающим норму! Нам сказали что в трубе 120 атмосфер вместо, если не путаю, 80! Опасность в том, что может очень не слабо рвануть))

Рвануть может неслабо. Вопрос на каком расстояние смотреть.

Лучше подальше, ага)

Путешествие на край света :) А как вы этого зайца вообще заметили? Его и на фотографии-то не сразу видно :)))

Там еще на следующей фотографии 3 штуки, но их еще меньше видно))) Мы заметили так как они бегали))

Да, детектор движения сильно помогает :))) Можно новую игру открывать - "Найди зайца на фотографии!" :)))

Детектер - наше все))

Фото реки Кара на фоне склонов Полярного Урала просто восхитительна!!!!

Спасибо, в живую вообще чума)

Да, вот это подфартило вам на Ярынской! Завидую. :)

"...постараюсь не затягивать)))" не получилось...
Ждём'с! Пожайлуста!

Не успел((( Я сейчас в автопутешествии по средней Азии, вернусь в начале ноября и закрою должок!

  • 1
?

Log in